В этот день 21 год назад мы с дочерью и мужем прилетели в Торонто по линии независимой эмиграции профессионалов. Сегодня я с грустью думаю о том, что свободе перемещения по миру приходит конец. Слышу, как скрежещут засовы железного занавеса в России. Скорблю о том обвале гражданских прав, который там сейчас происходит со страшной скоростью.

Решение эмигрировать возникло у меня после дефолта  (финанскового кризиса в августе 1998 года), когда я резко ощутила утрату надежды на лучшее будущее. Мне показали, что как бы я не старалась вкалывать  - будущее от меня не зависело. Оно могло быть сломано в любой момент против моей воли какими-то людьми, сидящими там, наверху. Очень болезненное чувство.

Обида на государство, страх за будущее своё и своего ребенка трансформировались в яростное желание действовать, выбирать самой - зачем и как жить. В ноябре я собрала все документы, в декабре прошла интервью в канадском консульстве, через 1.5 года мы получили визы и улетели. И все получилось. В конце концов даже лучше, чем ожидали, хотя порой приходилось тяжело. Яростная вера в то, что справишься - очень важная штука. Системообразующая.

Для тех, кто хочет из страны, погружающуюся в герметичный тоталитаризм, уехать туда, где ты свободен, звучит последний звонок на отправление.

Окно, которое было распахнуто всего тридцать лет, может быть замуровано снова на 70. Sapienti sat.